Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420095, г. Казань, ул. Ш.Усманова, д. 25Б |
Телефон: | +7(843)-555-32-98, +7(843)-555-32-69 |
E-Mail: | S65.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Школа №65" Московского района г.Казани |
Руководитель: | Соркина Жанетта Ваисовна |
Год основания учреждения: | 1972 |
У нас учатся: | 581 ученик, из них 18 иностранных граждан / бездә 581 укучы белем ала |
У нас учат: | 53 учителя/аларга 53 укытучы белем бирә |
Здоровье
1.ВВЕДЕНИЕ
На образование как государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для ее решения необходимы разработка Программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся.
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. К заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Биологическая реакция организма школьника зависит от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
II.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
III. ЗАДАЧИ.
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
IV.ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
V.УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- школьная медсестра;
- врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
- врачи-специалисты;
- школьные специалисты (психолог);
- родители.
VI.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для
учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к
новым условиям.
|
Сентябрь- ноябрь
|
2.Валеологический анализ расписания уроков.
|
Сентябрь, январь
|
3.Организация перемен и длительной динамической паузы с
обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы).
|
В течение года
|
4.Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов.
|
В течение года
|
5.Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии
|
В течение года
|
6.Контроль за выполнением норм самообслуживания.
|
Октябрь, декабрь,
март
|
7.Контроль за правильным использовнием ТСО.
|
Ноябрь, февраль
|
8.Валеологический анализ урока.
|
Декабрь
|
9.Повышение валеологической грамотности учителей.
|
Январь
|
10.Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.
|
Май
|
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания
1.Создание паспорта «Здоровье»
|
Сентябрь-октябрь
|
2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).
|
Октябрь-март
|
3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп.
|
Сентябрь-март
|
4.Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу ( с учетом сложности программы обучения.
|
Апрель-май
|
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
1.Плановый медосмотр.
|
Сентябрь, январь
|
2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов
|
Сентябрь-октябрь
|
3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов.
|
В течение года
|
4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.
|
В течение года
|
5.Плановая диспансеризация.
|
Октябрь
|
6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов).
|
Ноябрь-декабрь
|
7.Контроль за состоянием рабочей мебели.
|
Ноябрь, февраль
|
8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации.
|
Январь, май
|
9.Плановая диспансеризация учащихся.
|
Февраль-апрель
|
10.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.
|
Март, апрель
|
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).
1.Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса.
|
Сентябрь-ноябрь
|
2.Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов
|
В течение года
|
3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.
|
Декабрь-январь
|
- Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья
|
В течение года
|
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личными примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).
|
В течение года
|
VII.ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации учащихся школы;
- медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской групп
2.Функции директора и его заместителей:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство по организации валеологической службы в школе;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
VIII.СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Учреждение
|
Задачи и направления
|
Формы взаимодействия
|
Детская поликлиника
|
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
|
Профосмотры, диспансе-
ризации, медицинская
помощь.
|
Взрослая районная
поликлиника
|
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение.
|
Профосмотры, диспансе-
ризации, медицинская
помощь.
|
Детская стоматоло-
гическая помощь
|
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное лечение
|
Профосмортры и при
необходимости, лечение
|
ГИБДД
|
Предупреждение детского травматизма.
|
Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
|
IX.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
1 этап
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
|
||||
|
Мероприятия
|
Срок
|
Класс
|
Ответственный
|
1.
|
Оформление медицинских карт и листков
Здоровья в классных журналах. Комплекта-
ция на их основе физкультурных групп
|
сентябрь
|
1-11
|
Мед.сестра,
Кл.руководит.,
чителя физ-
культуры
|
2.
|
Диспансеризация в детской поликлинике.
|
Октябрь-
февраль
|
1, 5, 7, 9
|
Мед.сестра,
кл.руководит.,
специалисты
поликлиники
|
3.
|
Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике
|
Февраль-
март
|
10-11
|
Мед.сестра,
кл.руководит.,
специалисты
поликлиники
|
4.
|
Профосмотры детей в условиях школы
|
Декабрь
апрель
|
2,4,6,
8
|
Мед.сестра,
прикрепленный
врач-педиатр
|
5.
|
Анализ случаев травматизма в школе.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Мед.сестра,
зам.директора
по ВР
|
6.
|
Анализ посещаемости и пропусков занятий
по болезни
|
В теч.
года
|
1-11
|
Мед.сестра,
Кл.руководит.
|
2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся
1.
|
Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.директора
по ВР
|
2.
|
Психологический мониторинг здоровья учащихся:
средней школе;
|
Сентябрь-
январь
|
1, 3, 5,
10
|
Психолог
|
3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического
режима в школьном учреждении
1.
|
Эстетическое оформление класса и школы.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.директора
По ВР
|
2.
|
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.дир. по УВР
|
3.
|
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям:
|
Ежедневно
1 раз в нед.
2 раза в год
2 раза в год
Ежедневно
|
Все
поме-
щения
|
Зам.директора
по АХЧ,
зам.дир по УВР,
мед.сестра
|
4.
|
Контроль за качеством питания и питьевым
режимом
|
Ежедневно
|
|
Мед.сестра
|
5.
|
Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями.
|
В теч.
года
|
|
Зам.дир. по УВР
|
6.
|
Организация активного отдыха на переменах.
|
Постоянно
|
1-4
|
Кл.руководит.
|
4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1.
|
Прививки детей согласно приказам Минздрава
|
В теч.
года
|
1-11
|