Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №42 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
Визитная карточка
Адрес: | пгт.Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.68 |
Телефон: | +7 (84371) 20595. |
E-Mail: | cadik-42@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад №42 "Аленький цветочек" |
Руководитель: | Степанова Екатерина Валерьевна |
Год основания учреждения: | 1968 |
У нас учатся: | 112 |
У нас учат: | 8 |
Если малыш не говорит
Если малыш не говорит,
или барьеры на пути овладения родным языком
Учитель-логопед Пахомова Светлана |
|
Самым первым и, пожалуй, самым трудным барьером будет способность и желание родителей "увидеть" проблему. Особенно, если родители работают с утра до ночи и воспитанием ребенка занимаются бабушка или няня. Барьер второй. Всё чаще закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. И это не удивительно, ведь сверстники уже говорят слова и фразы, а Ваш малыш молчит или в лучшем случае лепечет, что-то на ему одному понятном языке. Вот тут-то и найдутся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда "всё само пройдёт". Не пройдёт! Во всяком случае, бесследно. Что делать? Конечно, не слушать подобных советов, а обратиться за помощью к специалистам. Здесь, возможно, будет поджидать третий барьер в виде нежелания самого "специалиста" заниматься с Вашим ребенком. "Приходите, когда исполнится 3 года, а лучше 5. Вот тогда мы будет заниматься, а пока он ещё маленький" - типичные ответы в подобных случаях. Запомните простую истину - чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. |
Особенно продуктивным и важным является период от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Рассмотрим, как развивается речь малыша |
№ |
Форма речи |
Примерный возраст появления |
1 |
Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) |
1-2 месяца |
2 |
Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) |
1,5-З месяца |
3 |
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) |
4-5 месяцев |
4 |
Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) |
8 месяцев - 1 год 2 месяца |
5 |
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) |
1 год 6 месяцев - 2 года 2 месяца |
6 |
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) |
1 год 9 месяцев - 2 года 6 месяцев |
7 |
Появление грамматических форм слова (ребенок начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам и др.) |
2 года 4 месяца - 3 года 6 месяцев |
8 |
Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) |
2 года 6 месяцев - 3 года 5 месяцев |
9 |
Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми |
1 месяц - 1,5 месяца |
10 |
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом |
2 года 6 месяцев - 3 года 6 месяцев |
Признаки благополучного развития речи у ребенка • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка • Ребенок развивается с задержкой. • Ребенок перенес тяжелые заболевания. • У ребенка есть неврологические заболевания. • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. • Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал. • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок). • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует. • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит Вашему ребенку необходима помощь! Почему у ребенка речь формируется с задержкой? Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Четвертый барьер - неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям. Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Барьер пятый - несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания. Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста. Коррекция занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания. Барьер шестой - стойкий речевой негативизм. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, требуют, в конце концов, наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время! Барьер седьмой - отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте, что приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу. Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность "совпасть" с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Дорогу осилит идущий… |