• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Зеленодольский
  • Школы
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районының "14 нче лицее" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422544, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Тургенева, д. 19
Телефон: +7(843)-715-54-35
E-Mail: Licey.14@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Лицей №14" ЗМР РТ
Руководитель: Купоросова Ольга Владимировна
Год основания учреждения: 1963
У нас учатся: 933 ученика, из них иностранных граждан - 11
У нас учат: 44 педагога

Новости лицея №14

Работа библиотеки в образовательном процессе лицея

Опубликовано: 11.11.2013

Детская книга — это особый мир, который ребенок воспринимает и умом, и сердцем. Основная цель проводимых библиотекой мероприятий — заинтересовать, увлечь ребенка, приобщить его к миру книги. И очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше. Этому способствует ежедневная индивидуальная работа с каждым читателем и проведение различных массовых мероприятий

Учитывая реалии сегодняшнего дня, библиотека нашего лицея, сохраняя традиционные, ищет новые, современные формы работы с детьми. Компьютерные технологии – один из способов повышения эффективности массовой работы школьной библиотеки

    Формы работы со школьниками имеют колоссальное  значение в реализации поставленных библиотекой целей. В последнее время традиционные формы работы с читателями, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге все чаще заменяются новыми, более живыми, интерактивными формами работы:  различными играми, виртуальными путешествиями и т.п. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.

Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность  мероприятия, способствует увеличению динамизма и выразительности представляемого  материала.

    Тесное сотрудничество библиотеки с учителями школы  касается не только проведения внеклассных мероприятий, но и учебных часов.    Совместно с учителями  библиотека  проводит  интегрированные уроки с использованием компьютерных технологий:  в начальной школе были проведены такие уроки как «Сказки вместе собрались  -  (библиотечный урок +  внеклассное чтение); обсуждение  рассказов Самарского «Сирота», «Притворщик», А.Приставкина «Фотография»; виртуальное путешествие  «Прогулка с Константином Васильевым» - библиотечный урок + ИЗО), «Наши символы» - (библиотечный урок + урок обществознания), в 7-8 классах урок-лекция с использованием элементов эвристической беседы   по теме  «Родной язык –неиссякаемый родник»»,  в 7-8  классах урок о библиотечных каталогах, в 5-6 классах -  самостоятельная работа с книгой и др.

Интересной игровой формой приобщения учеников к чтению являются выставки, которые проводятся в библиотеке  лицея .  Это выставки  “Мой любимый литературный герой”; Книжная выставка                  « Сердцем прикоснись к подвигу» , «Люблю  тебя, Зеленодольск». «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся» , »Книга – мост между цивилизациями», «Книга ищет читателя» и др. Рассказ о выставке ведут лучшие читатели библиотеки. Таким образом, сами дети будят у своих сверстников интерес к книгам.

      Наиболее интересной формой приобщения учеников к чтению является, безусловно, литературная игра. Нами разработаны сценарии литературных игра для всех параллелей начальной школы. Первоклассники читают русские народные сказки, игра по станциям для них называется “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Второклассникам мы предлагаем игру «Чудо-дерево»  по произведениям К.И. Чуковского. Ученики третьих классов изучают сказки зарубежных писателей-сказочников Ш. Перро, В. Гауфа, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана, игра носит название  «Приглашение в сказку».

      В основе развития интереса у ребенка всегда лежала игра. . В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры.  Литературные игры, проводимые в нашем лицее, пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно, так как они несут в себе атмосферу праздника, необычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности. Например,  литературные игры  «В гостях у Дракона», «Волшебный зонтик».

   Для учеников 3-4 классов в этом учебном году библиотека организовала интеллектуальную игру «Загадки планеты», которая  проходила  в 3 этапа. На 2-м и 3-м этапах тоже использовались компьютерные презентации.

  С целью привлечения  внимания  читателей и активизации  посещения  библиотеки с учащимися  7 класса  было организовано обсуждение книги  А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

  Библиотека встретила в своих стенах  первоклассников. Для них был проведен библиотечный урок «Знакомство с библиотекой». Это первый библиотечный урок. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. Происходит знакомство с библиотекой через книги известных детских писателей. Обучающиеся играют, хором отгадывают загадки .Здесь же   ребята  знакомятся  с правилами пользования библиотекой, книгой, рассказывается о первом библиотечном документе – формуляре. Урок раскрывает смысл чтения, прививает любовь к чтению.  По рекомендации классных  руководителей  некоторые ребята из 1 класса были записаны в библиотеку. Это дети, которые уже умеют читать.

Для второклассников тоже  был проведен библиотечный урок  «Структура  книги: обложка, корешок, страница, иллюстрации, оглавление, предисловие. Газеты и журналы для детей» и  беседа о сохранности учебников  «Какой я ученик, расскажет мой учебник». А для учащихся 6-8 классов « Библиографический калейдоскоп». Конкурс чтецов «Мужество останется в веках» (ко дню рождения М. Джалиля)  проводимый учителями русского  и  татарского языков  и  литературы , уже стали в нашей школе традиционными.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы. Одна из серьезных проблем – это то, что современные дети и подростки не хотят читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности,  современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися

Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как  блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов     Web 2.0 позволяет продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников.

Большим потенциалом для продвижения книги и чтения является сайт библиотеки. Постоянно обновляемый сайт  предоставляет  идеи и информацию большему количеству людей, нежели традиционные массовые мероприятия. Поощрение чтения через сайт библиотеки ведется  с использованием таких форм работы как:

-электронная выставка;

-«Книга дня»;

-электронный  обзор;

-электронный рекомендательный список литературы;

-новые поступления в библиотеку;

-путеводитель по фонду библиотеки;

-конкурсы и др.

Ориентируясь на потребности читателей, библиотека накапливает в своей базе данных самые различные материалы: аудио- и видеозаписи; материалы для воспитательной работы; методическая копилка уроков; ссылки на образовательные Интернет-ресурсы; ссылки на сайты крупнейших библиотек и образовательных учреждений; литература для детей в электронном виде; законодательные документы в сфере образования.

На данном этапе школьная библиотека  занимает свою нишу в информационном пространстве школы и вносит значимую лепту в повышении и развитии информационной культуры пользователей, а значит и модернизации образовательного процесса.

Каждый год в библиотеке  лицея  проводятся конкурсы “Лучший читающий ученик» и «Лучший читающий класс». Это творческий отчет учеников о прочитанных  книгах. Данная форма работы позволяет нам следить за детским чтением . Победителями  конкурса «Самый читающий ученик» стали Гурьянова Ангелина -36 книг ( 6 класс) , Серяков Александр -34 книги (7 класс), Победителем в номинации «Самый читающий класс» стал 4Б класс . Учащимся были вручены грамоты .

  Союз учителя и библиотекаря в воспитании интереса учащихся к чтению был всегда и особенно необходим сегодня.  Книга – часть нашего детства и наша главная задача помочь ребятам в чтении самых интересных и познавательных произведений российских и зарубежных авторов.  Да мы утратили звание самого читающего государства. Но сейчас уже многие понимают, что без книги – нет знаний. И дети ходили, и будут ходить в библиотеку и читальный зал!

Тюфтина Л.С. _заведующая библиотекой  МБОУ «Лицей № 14»  ЗМР РТ.

 

 

 



К списку новостей