муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
| Адрес: | 422544, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Тургенева, д. 19 |
| Телефон: | +7(843)-715-54-35 |
| E-Mail: | Licey.14@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ "Лицей №14" ЗМР РТ |
| Руководитель: | Купоросова Ольга Владимировна |
| Год основания учреждения: | 1963 |
| У нас учатся: | 933 ученика, из них иностранных граждан - 11 |
| У нас учат: | 44 педагога |
Новости лицея №14
Работа библиотеки в образовательном процессе лицея
Опубликовано: 11.11.2013Детская книга — это особый мир, который ребенок воспринимает и умом, и сердцем. Основная цель проводимых библиотекой мероприятий — заинтересовать, увлечь ребенка, приобщить его к миру книги. И очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше. Этому способствует ежедневная индивидуальная работа с каждым читателем и проведение различных массовых мероприятий
Учитывая реалии сегодняшнего дня, библиотека нашего лицея, сохраняя традиционные, ищет новые, современные формы работы с детьми. Компьютерные технологии – один из способов повышения эффективности массовой работы школьной библиотеки
Формы работы со школьниками имеют колоссальное значение в реализации поставленных библиотекой целей. В последнее время традиционные формы работы с читателями, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге все чаще заменяются новыми, более живыми, интерактивными формами работы: различными играми, виртуальными путешествиями и т.п. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.
Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность мероприятия, способствует увеличению динамизма и выразительности представляемого материала.
Тесное сотрудничество библиотеки с учителями школы касается не только проведения внеклассных мероприятий, но и учебных часов. Совместно с учителями библиотека проводит интегрированные уроки с использованием компьютерных технологий: в начальной школе были проведены такие уроки как «Сказки вместе собрались - (библиотечный урок + внеклассное чтение); обсуждение рассказов Самарского «Сирота», «Притворщик», А.Приставкина «Фотография»; виртуальное путешествие «Прогулка с Константином Васильевым» - библиотечный урок + ИЗО), «Наши символы» - (библиотечный урок + урок обществознания), в 7-8 классах урок-лекция с использованием элементов эвристической беседы по теме «Родной язык –неиссякаемый родник»», в 7-8 классах урок о библиотечных каталогах, в 5-6 классах - самостоятельная работа с книгой и др.
Интересной игровой формой приобщения учеников к чтению являются выставки, которые проводятся в библиотеке лицея . Это выставки “Мой любимый литературный герой”; Книжная выставка « Сердцем прикоснись к подвигу» , «Люблю тебя, Зеленодольск». «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся» , »Книга – мост между цивилизациями», «Книга ищет читателя» и др. Рассказ о выставке ведут лучшие читатели библиотеки. Таким образом, сами дети будят у своих сверстников интерес к книгам.
Наиболее интересной формой приобщения учеников к чтению является, безусловно, литературная игра. Нами разработаны сценарии литературных игра для всех параллелей начальной школы. Первоклассники читают русские народные сказки, игра по станциям для них называется “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Второклассникам мы предлагаем игру «Чудо-дерево» по произведениям К.И. Чуковского. Ученики третьих классов изучают сказки зарубежных писателей-сказочников Ш. Перро, В. Гауфа, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана, игра носит название «Приглашение в сказку».
В основе развития интереса у ребенка всегда лежала игра. . В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры. Литературные игры, проводимые в нашем лицее, пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно, так как они несут в себе атмосферу праздника, необычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности. Например, литературные игры «В гостях у Дракона», «Волшебный зонтик».
Для учеников 3-4 классов в этом учебном году библиотека организовала интеллектуальную игру «Загадки планеты», которая проходила в 3 этапа. На 2-м и 3-м этапах тоже использовались компьютерные презентации.
С целью привлечения внимания читателей и активизации посещения библиотеки с учащимися 7 класса было организовано обсуждение книги А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Библиотека встретила в своих стенах первоклассников. Для них был проведен библиотечный урок «Знакомство с библиотекой». Это первый библиотечный урок. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. Происходит знакомство с библиотекой через книги известных детских писателей. Обучающиеся играют, хором отгадывают загадки .Здесь же ребята знакомятся с правилами пользования библиотекой, книгой, рассказывается о первом библиотечном документе – формуляре. Урок раскрывает смысл чтения, прививает любовь к чтению. По рекомендации классных руководителей некоторые ребята из 1 класса были записаны в библиотеку. Это дети, которые уже умеют читать.
Для второклассников тоже был проведен библиотечный урок «Структура книги: обложка, корешок, страница, иллюстрации, оглавление, предисловие. Газеты и журналы для детей» и беседа о сохранности учебников «Какой я ученик, расскажет мой учебник». А для учащихся 6-8 классов « Библиографический калейдоскоп». Конкурс чтецов «Мужество останется в веках» (ко дню рождения М. Джалиля) проводимый учителями русского и татарского языков и литературы , уже стали в нашей школе традиционными.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы. Одна из серьезных проблем – это то, что современные дети и подростки не хотят читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности, современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися
Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов Web 2.0 позволяет продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников.
Большим потенциалом для продвижения книги и чтения является сайт библиотеки. Постоянно обновляемый сайт предоставляет идеи и информацию большему количеству людей, нежели традиционные массовые мероприятия. Поощрение чтения через сайт библиотеки ведется с использованием таких форм работы как:
-электронная выставка;
-«Книга дня»;
-электронный обзор;
-электронный рекомендательный список литературы;
-новые поступления в библиотеку;
-путеводитель по фонду библиотеки;
-конкурсы и др.
Ориентируясь на потребности читателей, библиотека накапливает в своей базе данных самые различные материалы: аудио- и видеозаписи; материалы для воспитательной работы; методическая копилка уроков; ссылки на образовательные Интернет-ресурсы; ссылки на сайты крупнейших библиотек и образовательных учреждений; литература для детей в электронном виде; законодательные документы в сфере образования.
На данном этапе школьная библиотека занимает свою нишу в информационном пространстве школы и вносит значимую лепту в повышении и развитии информационной культуры пользователей, а значит и модернизации образовательного процесса.
Каждый год в библиотеке лицея проводятся конкурсы “Лучший читающий ученик» и «Лучший читающий класс». Это творческий отчет учеников о прочитанных книгах. Данная форма работы позволяет нам следить за детским чтением . Победителями конкурса «Самый читающий ученик» стали Гурьянова Ангелина -36 книг ( 6 класс) , Серяков Александр -34 книги (7 класс), Победителем в номинации «Самый читающий класс» стал 4Б класс . Учащимся были вручены грамоты .
Союз учителя и библиотекаря в воспитании интереса учащихся к чтению был всегда и особенно необходим сегодня. Книга – часть нашего детства и наша главная задача помочь ребятам в чтении самых интересных и познавательных произведений российских и зарубежных авторов. Да мы утратили звание самого читающего государства. Но сейчас уже многие понимают, что без книги – нет знаний. И дети ходили, и будут ходить в библиотеку и читальный зал!
Тюфтина Л.С. _заведующая библиотекой МБОУ «Лицей № 14» ЗМР РТ.
К списку новостей












