Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы Балык Бистәсе муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе “Котлы-Бүкәш урта гомуми белем мәктәбе”
Визитная карточка
Адрес: | 422665, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский район, с. Кутлу-Букаш, ул. Шаймарданова, д. 2 422665, Татарстан Республикасы, Балык Бистәсе районы, Котлы Бөкәш авылы, Шәймәрданов ур., 2 |
Телефон: | +7(843)-613-12-43;+7(843)-613-13-92 |
E-Mail: | skb.rs@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РТ |
Руководитель: | Салахиев Накиф Юнусович |
Год основания учреждения: | 1937 |
У нас учатся: | 130 |
У нас учат: | 36 |
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме « Коррупция как социально - опасное явление»
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме « Коррупция как социально - опасное явление»
« Мы не должны показывать пальцем на другие страны и говорить — «а
у них коррупция не меньше!» Мы должны решать свои внутренние
проблемы. » Медведев Дмитрий Анатольевич
« Честность неотделима от свободы, как коррупция от деспотизма.»
Франс Анатоль
Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.
Задачи:
- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Оборудование и материал: карточки-задания, проектор, компьютер,
учебное пособие «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся», авторы К.Ф.Амиров, Д.К.Амирова; компьютерная презентация.
Класс разделён на 2 группы. Учащиеся получили опережающее задание:
1 группа – определить при помощи словарей, что означает понятие «коррупция».
2 группа – подобрать пословицы и поговорки о коррупции.
Ход урока:
I. Организационный момент. Актуализация.
Вступительное слово учителя. Ребята, я хочу рассказать вам притчу.
Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стойбищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и никогда с ним не расставался.
Однажды, когда музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошёл к нему щегольски одетый незнакомец. Растолкав людей, он протиснулся вперёд, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими чёрными глазами. На пришельце был шёлковый халат, а поверх него зелёная плисовая куртка, на ногах — добротные кожаные гутулы; шапка из чёрного шёлка сдвинута набок. Когда музыкант кончил играть и народ разошёлся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музыканта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:
— Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!
Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.
— Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! — возмущались они. — Бедного слепого музыканта. Позор тебе!
А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.
— Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? — кричал он. — Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять!
Народ ещё пуще возмутился.
— Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! — закричали люди и повели его к нойону (князю).
Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.
— Встань на колени! — приказал он. — Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?
— Мой нойон, — ответил мошенник. — Я из самой благородной семьи. Мой отец — знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?
— Придётся и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! — закричал нойон.
Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:
— Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, а имя ему Старый Сребреник.
Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:
— Придётся завтра заняться вашим запутанным делом.
И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности. Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.
Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на слепого музыканта.
— Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека?
Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка наклоняясь, словно прислушиваясь.
«Что делает этот слепой чёрт?» — удивился нойон, а вслух спросил:
— Эй, вор, ты что, с ума сошёл?
— Мой нойон, — ответил слепой музыкант. — Только вчера здесь говорил закон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю провалился. Вот я и рою, может, найду закон, а может быть, монеты…
О чем притча? Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.
Мы попытаемся решить несколько проблемных задач.
- Выяснить, что такое коррупция.
- В каких сферах общественной жизни можно столкнуться с коррупцией?
- Можно ли бороться с коррупцией?
- Выслушав друг друга, на основе имеющей информации составить схему – таблицу «Причины коррупции».
Причины коррупции
|
||||
|
|
|
|
|
II. Изучение нового материала.
Выступления групп.
1)Сообщения учащихся (приложение №1)
1. Значение слова «коррупция» в словарях.
2.Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, эконо-
мистов и т.д.
3. Перевод слова «коррупция» с иностранного языка, значение слова в рус
ском языке.
2)Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете? (приложение №2)
«Взяточник, что рыболов: пятерней нащупает и поймает».
«Возьми на калачи, да только делом не волочи!».
«Вор виноват, а подьячий мошне его рад».
«Вошел во власть - можешь к казенному сундуку припасть".
«Все вокруг колхозное – все вокруг мое».
Учитель: - Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует одно
значное осуждение взяточничества?
- Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах
и поговорках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А
какие чаще всего являются потерпевшей стороной?
- В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осу
ждается, а где оправдывается.
- Какие пословицы и поговорки, по-вашему, «родились» в XX веке?
-Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей
актуальности и сегодня?
Каждая группа получает задание - рассмотреть ситуации и ответить на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.
Ситуации для 1 группы:
1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)
2. Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )
3. Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)
Ситуации для 2 группы:
1. Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)
2. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.
3. Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты. ( злоупотребление полномочиями. Последств: причинен существенный вред охраняемым законом правам интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)
Вывод: В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Работа в группах. Задания для групп:
1 группа – определить социально-экономические последствия, порождаемые коррупцией
2 группа - определить политические последствия, порождаемые коррупцией
III. Закрепление.
Задание для групп - составление памяток (Приложение №4)
1 группа - памятка "Что делать, если у вас вымогают взятку"
2 группа – памятка «Что делать, если Вам предлагают взятку»
Приложение №1.
Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.
Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.
В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».
В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.
Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.
В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей".
В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.
В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция — это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».
В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:
"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредотачивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупались. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:
Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересам.
Вторая. Секретность исполнения решений.
Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.
Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.
Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.
Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совершает эти акты
Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, экономистов и т.д.
Определение corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.
Понятие «коррупция» по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы:
А) Социологи: коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны власти ради незаконной личной выгоды». Это утверждение является и слишком узким (ибо коррупция встречается и в частных корпорациях) и слишком широким.
Так, российский социолог С.Ю. Барсукова пишет: “…поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя… Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности». (Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность. - Общественные науки и современность, 2008, № 5 c.39).
Б) Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция – это «не санкционированное осуждаемое действие в целях получения какой-нибудь личной выгоды…». Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном Кодексе.
В) Экономист Н. Епифанова в статье “Исследование коррупции на основе методов экономической теории” пишет: “Говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им”. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории. - Вопросы экономики, 2007, №1, с.36).
Г) Юристы: «Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» (Криминология: учебник для юридических вузов / Под редакцией А.И. Долговой. М., 1997. С. 501).
«…в широком смысле слово коррупция – это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». (Уголовное право).
В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением”.
В Российском Национальном плане противодействия коррупции (2008 г.) также определен ряд понятий: «коррупция» – как социально-юридическое явление, «коррупционное правонарушение» – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» – как «скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции…».
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».