Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №52» Приволжского района города Казани
Визитная карточка
| Адрес: | 420101,г. Казань, ул. Гарифьянова, 7 |
| Телефон: | +7(843)-229-68-81;+7(843)-229-68-21;+7(843)-229-73-33 |
| E-Mail: | g52.kzn@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ «Гимназия №52» |
| Руководитель: | Латыпова Альфия Рамдраковна |
| Год основания учреждения: | 1972 |
| У нас учатся: | 1516 учащихся из них 15 иностранных граждан |
| У нас учат: | 86 педагогов |
Новости гимназии №52
Как адаптироваться к самой трудной четверти?
Опубликовано: 09.01.2012
Закончились зимние каникулы. И снова – школа.
Включение учеников в нормальный режим работы зимой проходит поэтапно, как и в начале учебного года. Но у зимней адаптации есть свои особенности.
Краткие дни эйфории…
За время каникул у детей накопились новые впечатления, которыми надо срочно поделиться с одноклассниками и конечно же узнать, кто, где и как отдыхал. Но поскольку зимние каникулы значительно короче летних, особого прилива сил у ребят не чувствуется. Если после лета волна повышенного эмоционального настроения может «охватить» две-три недели, то зимой эйфория длится 2–3 дня, максимум неделю.
В этом различие летней и зимней адаптации: этапы последней значительно короче и переживаются менее интенсивно.
Затем наступает этап эмоционального спада, который продолжается от нескольких дней до полутора недель.
А вслед за ним – период эмоциональной стабильности, ровного настроения, которое наиболее благоприятно для работы.
Постепенно, сразу или с «чистого листа»?..
Как оказывать помощь в прохождении адаптации? Очень важно учитывать основные факторы, влияющие на этот процесс. В первую очередь индивидуальные особенности и особенности возраста. Кому-то стоит предложить легкое и простое задание, а кому-то с первых дней дать серьезную, требующую длительного времени работу. И таким образом с ходу включить в учебный процесс уверенного в себе, способного к самостоятельной работе ребенка. А ученику, желающему начать все «с чистого листа», можно предложить несложную, но совершенно новую, необычную задачу.
Не имея большого опыта, учителю бывает трудно понять личностные особенности детей. В нашей же школе к началу второго полугодия все диагностические мероприятия уже завершены, учителя вооружены психологическими рекомендациями, что значительно облегчает их работу в этот непростой период.
Провал в мотивации
Ученики младших классов в силу своих возрастных особенностей проходят адаптационный период несколько острее (но и быстрее), чем старшеклассники. Ослабленность в это время превращается в частые болезни, мечтательность – в плохое настроение, конфликтность – в драчливость.
Особо надо сказать о подростках, которые и так-то не отличаются высокой учебной мотивацией. А если посмотреть на эту проблему с точки зрения периодизации учебного года, то третья четверть – это самый низкий уровень учебной мотивации. Прежде всего это касается тех ребят, которые успели накопить груз школьных проблем. Обычно к третьей четверти у них накапливается масса разочарований и обид, силы истощаются, а до годовых контрольных или экзаменов еще далеко, и кажется, что все успеешь поправить.
Шанс для тревожного ученика
Если в начале года в школе были приняты единые требования, во втором полугодии они уже срабатывают на бессознательном уровне. Ребенок переступает порог школы и сразу вспоминает: синей ручкой пишем, две клетки отступаем, не рвемся без очереди в столовую… Поэтому в январе не требуется такая строгость и пунктуальность, как в начале учебного года. Теперь стоит вести речь скорее о том, что учителям следует быть по возможности более гибкими.
Банальная вроде бы вещь: исправление плохой отметки. Разрешить ученику переписать работу или не разрешить? Универсального ответа нет. Одному ученику важно дать понять, что если он сейчас получит двойку, то эта отметка пойдет в журнал. И тогда он максимально мобилизуется.
А другому нужно знать, что ему будет дан еще один шанс. Это особенно важно тревожным детям, детям с низкой самооценкой и новичкам.
«Чего он возится?»
Как это ни странно, в середине года некоторые дети с большим трудом включаются в работу. Вот, казалось бы, уже прошло полгода учебы и каникулы были непродолжительные, а все равно возникают проблемы. Наиболее явно они проявляются во время самостоятельной работы. Учитель говорит: «У вас есть зада-
ние – начинайте работать…». И тут у некоторых детей начинается маета: ребенок достал ручку, положил, переложил книжку, вспомнил что-то и полез в портфель… Или другая типичная картина: ребенок еще в октябре начал проектную работу, которую теперь надо продолжить. Но вместо продолжения начинается какая-то имитация деятельности: он вроде бы и делает что-то, а дело не движется.
Учителю надо иметь в виду, что эти вещи часто происходят не потому, что ребенок несобранный или растеряха. Просто у него такая психологическая особенность: человеку надо сделать много действий для того, чтобы включиться в работу.
Детей с трудностями включения в школах довольно много. И они требуют повышенного внимания педагога. Однозначного совета на такой случай нет. Явная строгость в отношении такого ученика может привести к полному отказу от работы, слишком мягкий подход затянет процесс включения.
Чтобы решить эту проблему, надо хорошо понимать особенности таких учеников. Например, они часто не умеют планировать собственное время и силы, поэтому нуждаются в пошаговой инструкции. Ребенок должен четко понимать, с чего необходимо начать выполнение задания, в какой последовательности следует работать, чем должна завершиться работа.
Особенности семейного воспитания
Вообще считается, что зимние сезонные заболевания приходятся на конец февраля – начало марта. Но если весь декабрь стоит не по-зимнему теплая погода, если на дворе дождь со снегом, слякоть, мало солнца – на улицу выходить не хочется. В такой ситуации родители, в основном мамы, часто позволяют детям сидеть дома, проводить время за телевизором или компьютером. Они мало двигаются, им недостает свежего воздуха. В этом случае сезонные заболевания могут начаться сразу после зимних каникул. Тем более если ребенок уезжал отдыхать далеко от дома, и что самое неблагоприятное для здоровья, в южную страну, что сейчас происходит все чаще. Поэтому педагогам стоит принимать во внимание особенности семейного воспитания.
Эмоциональный спад
Первое полугодие завершается на некотором эмоциональном подъеме. А третья четверть, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. И это легко объяснимо: она самая длинная, холодная и вся пронизана серыми, рутинными буднями, в ней почти нет праздников. Отметим в этой связи, что правильно делают те школьные администраторы, которые в феврале устраивают дополнительные каникулы для учеников начальных или коррекционных классов.
Зато в четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди уже маячит лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года многим детям «еще не до учебы», то в конце – «уже не до учебы».
Правда, здесь в особом положении ученики девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдавать выпускные экзамены. Но все остальные уже живут ожиданием лета. А тут еще майские праздники вносят сумбур в рабочий режим. И возникает определенная тенденция к формализму.
Как поддержать учителей?
Третья четверть – самое трудное время для учителей, которые испытывают синдром эмоционального выгорания. Поэтому усилия школьной администрации должны быть направлены на оказание мощной психологической и эмоциональной поддержки педагогам. Эта поддержка может осуществляться в различных формах. Это могут быть тренинги, специальные акции, литературные гостиные, совместные просмотры кинофильмов. Хорошо бы организовать встречи со специалистами, которые могут ответить на животрепещущие вопросы, например, с медиками. Важно, чтобы эти мероприятия проводились только для учителей, чтобы они чувствовали заботу о себе, внимание к своим нуждам, могли в комфортной обстановке пообщаться друг с другом, поговорить о семье, о собственных детях. И еще: приход на эти мероприятия должен быть исключительно добровольным.
Если администрация школы намерена вводить какие-то новации, это конечно же лучше сделать в начале учебного года. Но если потом возникнет суровая необходимость в нововведении, это следует делать немедленно после каникул, пока есть пусть небольшой послеканикулярный запас сил, ощущение «новой жизни», которая может начаться с «чистого листа».
Изложенные выше принципы и подходы не являются обязательным руководством к действию. У каждого учителя свой профессиональный почерк, он сам может решить, какие рекомендации ему подходят, а какие – нет. Это решение зависит от очень многих обстоятельств, которые невозможно описать в одной статье. Нашей задачей было лишь обратить внимание учителей на некоторые закономерности нового этапа школьной жизни.
Источник: газета "Первое сентября" Издательского дома "Первое сентября"
К списку новостей







