• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Пестречинский
  • Детские сады
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Бэлэкэч» с. Пестрецы Пестречинского муниципального района РТ/ Татарстан Республикасы Питрәч Районының МБМББУ Питрәч 5- нче номерлы "Бәләкәч" балалар бакчасы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Бэлэкэч» с. Пестрецы Пестречинского муниципального района РТ/ Татарстан Республикасы Питрәч Районының МБМББУ Питрәч 5- нче номерлы "Бәләкәч" балалар бакчасы

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422770, РТ, Пестречинский район, с. Пестрецы, ул. Северная, д. 1а
Телефон: +7(843)-673-29-70
E-Mail: Ds.Belekech.Pes@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ детский сад №5 «Бэлэкэч» с. Пестрецы/ МБМББУ Питрәч 5- нче номерлы "Бәләкәч" балалар бакчасы
Руководитель: Миронова Елена Ивановна
Год основания учреждения: 2015
У нас учатся: 172 дошкольника
У нас учат: 13 педагогов

Новости детского сада №5 "Бэлэкэч"

программа консультативного центра "Малышок"

Опубликовано: 16.06.2021

Программа консультативного центра «Малышок»

с. Пестрецы Пестречинского муниципального района

I.   Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и обоснование программы

Приоритетным направлением государственной образовательной политики является обеспечение качества и доступности образования для всех категорий детей вне зависимости от расы, пола, вероисповедания и состояния здоровья. Перед современным дошкольным образованием поставлена задача максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования. Одним из вариантов расширения доступа к качественным образовательным услугам являются консультативные центры сопровождения дошкольников (КЦМ), создаваемые на базе дошкольных образовательных организаций. Они призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, дети которых не имеют возможности регулярно посещать детский сад. Подобные центры имеют широкие возможности способствовать активному включению родителей в процесс развития ребенка от 0 –7 лет по средствам подключения в данный процесс квалифицированных специалистов дошкольного образования. 

Консультативный центр, являясь структурной единицей образовательной организации, действует строго в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования. 

На федеральном уровне его работа регламентируется ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, статья 64 пункт 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей, не посещающих дошкольного образовательного учреждения, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Необходимость создания КЦМ определяется письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». Также такими документами как:       

  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в РФ статья 64. Дошкольное образование пункт 3.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

          Статья 17, пункт 1 (ФЗ-273) «В Российской Федерации образование может быть получено: в форме семейного образования и самообразования».

Статья 44, пункт 2 часть 3 (ФЗ-273) «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО).

Методические рекомендации (Министерства образования и науки Российской Федерации) по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 02.07.2013).

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

Федеральный закон от 21.07.1998 №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (локальных актов), регламентирующей и регулирующей усовершенствованные механизмы функционирования консультационного центра;

-Письмо Мин. обр. науки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»

Указа Президента РФ №599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» «Достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от  0 до 3 лет». На республиканском уровне деятельность КЦМ определяется популяризацией лучших практик методического, психолого-педагогического, диагностического сопровождения родителей (законных представителей) по вопросам дошкольного образования, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного образования в Пестречинском районе» муниципальной программы Пестречинского района «Развитие образования в Пестречинском районе. Нормативные документы, определившие базовые основы деятельности КЦМ, указывают на целесообразность разработки программы работы центра в соответствии с потребностями конкретного образовательного учреждения и его ближайшего социального пространства. В связи с этим настоящая программа МБДОУ детский сад №5 «Бэлэкэч» соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.

Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. В образовательной организации имеются условия для работы с детьми с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 7 лет, посещающими образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов. Таким образом, это направление для детского сада является принципиально инновационным.

 Учитывая актуальность и весомую практическую значимость выше изложенной проблемы, считаем целесообразным продолжить совершенствовать работу в данном направлении и реализовывать на базе МБДОУ детский сад №5 «Бэлэкэч» работу консультативного центра КЦМ  

 1.2. Цель и задачи деятельности консультативного центра Малышок»

 Цель программы: обеспечение качественной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), осуществляющим образование детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и проживающие в отдаленных сельских поселениях без взимания платы.

Объект исследования: система консультирования, психолого-педагогического просвещения, методической и диагностической помощи семьям, имеющих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.

Предмет исследования: процесс организации и функционирования КЦМ на базе МБДОУ детский сад№5 «Бэлэкэч» без взимания родительской оплаты.

Гипотеза: оптимизация профессиональной деятельности педагогических кадров, рациональное использование кадровых и материально-технических условий дошкольной образовательной организации позволит обеспечить деятельность КЦМ в соответствии с федеральными и республиканскими требованиями, без дополнительного финансирования.

Задачи:

1. Оказание консультативной помощи родителям с детьми (законным представителям), воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка от 0 лет до 3 лет, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в том числе детей с ОВЗ. 

      1. Психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
      2. Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
      3. Обеспечение равных стартовых возможностей детям 0-3 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
      4. Формирование позитивного имиджа дошкольного образовательного учреждения.

 1.3. Концептуальные, методологические основы программы консультативного пункта 

Методологическую основу программы составляют концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

представление о развитии ребенка как о стадиальном, ступенчатом процессе. Закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития;

тезис о приоритетном значении для ребенка его собственной активности. Ребенок социализируется и учится с помощью взрослых, но на своем собственном опыте. Роль взрослого в этом случае состоит в поддержке детской инициативы, создании среды для ее проявления, в оказании помощи, в осуществлении совместной деятельности;

рассмотрение социальной среды как главного источника развития личности, мышления и других психофизических функций. 

Новизна данного вида деятельности на базе дошкольной образовательной организации, заключается в создании консультативного центра   для родителей (законных представителей) и детей проживающих в отдаленных сельских поселениях, не посещающих ДОУ. Консультативный центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а следовательно помочь гармоничному развитию детей, не посещающих детский сад (в том числе детей с ОВЗ).

Для реализации инновационных идей с целью повышения качества образовательных услуг необходимо соблюдение ряда требований и условий: совершенствовать систему учета семей, нуждающихся в специальном образовании и на основе полученной информации создать банк данных; создать банк данных о семьях, неохваченных специальными образовательными услугами, проводить работу по выявлению их актуальных запросов с помощью волонтеров. 

На основе полученной информации совершенствовать работу консультативного центра; разработать систему дифференциальной диагностики   детей, не посещающих детский сад. 

Основываясь на ее результаты предложить родителям рекомендации по оказанию помощи в домашних условиях и советы по выбору образовательного маршрута.

На основе продуманной системы взаимодействия специалистов совершенствовать систему комплексной диагностики, мониторинга коррекционной работы, совершенствовать индивидуальные маршруты сопровождения детей разных категорий (имеющих и не имеющих статус инвалидности, с учетом возраста, уровня физического и интеллектуального развития); пополнять материально-техническую, методическую базу учреждения; совершенствовать коррекционно-развивающую среду детского сада путем ее обновления;

Основной идеей инновационной программы является эффективное использование имеющихся в ДОУ ресурсов: кадровых, материально-технических.  

1.4.Основные направления, формы и методы работы консультативного центра

Дошкольное учреждение в содружестве с семьёй осуществляет воспитание и формирование личности ребёнка с первых лет его жизни. В соответствии с этим педагогический коллектив старается установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, что является залогом полноценного развития ребёнка. В работе использовались различные содержания, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. Активный курс, взятый на создание единого пространства развития ребёнка, поддержал как детский сад, так и семья. 

Консультативный центр осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам: 

социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность к обучению в школе;

профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;

помощь в воспитании и развитии детей с ОВЗ;

организация игровой деятельности;

консультирование по вопросам закаливания детей;

проведение лечебно-оздоровительной профилактики в соляной пещере;

социальная защита детей из различных категорий семей.

В рамках КЦ создана продуманная система работы с родителями по следующим направлениям:

Диагностическое направление. Его цель - выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, анализ особенностей семейных отношений и т.д. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

- анкетирование и интервьюирование родителей;

- наблюдение;

- психодиагностические методики.

Научно-просветительское направление. Его цель - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения является руководство самообразованием родителей.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

картотека литературы по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

библиотека дошкольного учреждения;

 лекторий для родителей;

выпуск стенгазет для родителей и пр.;

дни открытых дверей;

экскурсии по детскому саду;

 презентация дошкольного учреждения;

оформление информационных стендов для родителей на различные темы.

Консультативное направление. Его цель – выявление, анализ и разрешение актуальных проблем родителей в вопросах воспитания ребенка и взаимодействия с ДОУ;

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

индивидуальное консультирование родителей в отсутствие ребенка;

 групповое консультирование родителей по схожим проблемам;

 заочное консультирование, посредством размещения материалов на официальном web-сайте МБДОУ (вкладка «Информация для родителей» → «Консультативный центр»);

Методическое направление. Его цель – совершенствовать работу КЦ и систему взаимодействия с родителями.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

- разработка памяток для родителей по вопросам обучения и воспитания дошкольников;

- разработка анкет и опросников для родителей;

- разработка тематических консультаций для родителей;

  Обучение родителей практическим умениям и навыкам. В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

проведение обучающих семинаров; проведение семинаров-тренингов;

проведение открытых занятий.

Одним из главных критериев выбора вида деятельности работы консультационного центра, является адекватность возрасту. Ведущим видом деятельности является игра. В игре реализуется большая часть содержания программы, в таких образовательных областях, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».



К списку новостей