Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Бэлэкэч» с. Пестрецы Пестречинского муниципального района РТ/ Татарстан Республикасы Питрәч Районының МБМББУ Питрәч 5- нче номерлы "Бәләкәч" балалар бакчасы
Визитная карточка
| Адрес: | 422770, РТ, Пестречинский район, с. Пестрецы, ул. Северная, д. 1а |
| Телефон: | +7(843)-673-29-70 |
| E-Mail: | Ds.Belekech.Pes@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБДОУ детский сад №5 «Бэлэкэч» с. Пестрецы/ МБМББУ Питрәч 5- нче номерлы "Бәләкәч" балалар бакчасы |
| Руководитель: | Миронова Елена Ивановна |
| Год основания учреждения: | 2015 |
| У нас учатся: | 172 дошкольника |
| У нас учат: | 13 педагогов |
Новости детского сада №5 "Бэлэкэч"
программа консультативного центра "Малышок"
Опубликовано: 16.06.2021Программа консультативного центра «Малышок»
с. Пестрецы Пестречинского муниципального района
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и обоснование программы
Приоритетным направлением государственной образовательной политики является обеспечение качества и доступности образования для всех категорий детей вне зависимости от расы, пола, вероисповедания и состояния здоровья. Перед современным дошкольным образованием поставлена задача максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования. Одним из вариантов расширения доступа к качественным образовательным услугам являются консультативные центры сопровождения дошкольников (КЦМ), создаваемые на базе дошкольных образовательных организаций. Они призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, дети которых не имеют возможности регулярно посещать детский сад. Подобные центры имеют широкие возможности способствовать активному включению родителей в процесс развития ребенка от 0 –7 лет по средствам подключения в данный процесс квалифицированных специалистов дошкольного образования.
Консультативный центр, являясь структурной единицей образовательной организации, действует строго в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере образования.
На федеральном уровне его работа регламентируется ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, статья 64 пункт 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей, не посещающих дошкольного образовательного учреждения, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимость создания КЦМ определяется письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». Также такими документами как:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в РФ статья 64. Дошкольное образование пункт 3.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
Статья 17, пункт 1 (ФЗ-273) «В Российской Федерации образование может быть получено: в форме семейного образования и самообразования».
Статья 44, пункт 2 часть 3 (ФЗ-273) «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО).
Методические рекомендации (Министерства образования и науки Российской Федерации) по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 02.07.2013).
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
Федеральный закон от 21.07.1998 №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (локальных актов), регламентирующей и регулирующей усовершенствованные механизмы функционирования консультационного центра;
-Письмо Мин. обр. науки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»
Указа Президента РФ №599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» «Достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 3 лет». На республиканском уровне деятельность КЦМ определяется популяризацией лучших практик методического, психолого-педагогического, диагностического сопровождения родителей (законных представителей) по вопросам дошкольного образования, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного образования в Пестречинском районе» муниципальной программы Пестречинского района «Развитие образования в Пестречинском районе. Нормативные документы, определившие базовые основы деятельности КЦМ, указывают на целесообразность разработки программы работы центра в соответствии с потребностями конкретного образовательного учреждения и его ближайшего социального пространства. В связи с этим настоящая программа МБДОУ детский сад №5 «Бэлэкэч» соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. В образовательной организации имеются условия для работы с детьми с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 7 лет, посещающими образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов. Таким образом, это направление для детского сада является принципиально инновационным.
Учитывая актуальность и весомую практическую значимость выше изложенной проблемы, считаем целесообразным продолжить совершенствовать работу в данном направлении и реализовывать на базе МБДОУ детский сад №5 «Бэлэкэч» работу консультативного центра КЦМ
1.2. Цель и задачи деятельности консультативного центра Малышок»
Цель программы: обеспечение качественной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), осуществляющим образование детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и проживающие в отдаленных сельских поселениях без взимания платы.
Объект исследования: система консультирования, психолого-педагогического просвещения, методической и диагностической помощи семьям, имеющих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Предмет исследования: процесс организации и функционирования КЦМ на базе МБДОУ детский сад№5 «Бэлэкэч» без взимания родительской оплаты.
Гипотеза: оптимизация профессиональной деятельности педагогических кадров, рациональное использование кадровых и материально-технических условий дошкольной образовательной организации позволит обеспечить деятельность КЦМ в соответствии с федеральными и республиканскими требованиями, без дополнительного финансирования.
Задачи:
1. Оказание консультативной помощи родителям с детьми (законным представителям), воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка от 0 лет до 3 лет, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в том числе детей с ОВЗ.
-
-
- Психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- Обеспечение равных стартовых возможностей детям 0-3 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- Формирование позитивного имиджа дошкольного образовательного учреждения.
-
1.3. Концептуальные, методологические основы программы консультативного пункта
Методологическую основу программы составляют концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
представление о развитии ребенка как о стадиальном, ступенчатом процессе. Закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития;
тезис о приоритетном значении для ребенка его собственной активности. Ребенок социализируется и учится с помощью взрослых, но на своем собственном опыте. Роль взрослого в этом случае состоит в поддержке детской инициативы, создании среды для ее проявления, в оказании помощи, в осуществлении совместной деятельности;
рассмотрение социальной среды как главного источника развития личности, мышления и других психофизических функций.
Новизна данного вида деятельности на базе дошкольной образовательной организации, заключается в создании консультативного центра для родителей (законных представителей) и детей проживающих в отдаленных сельских поселениях, не посещающих ДОУ. Консультативный центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а следовательно помочь гармоничному развитию детей, не посещающих детский сад (в том числе детей с ОВЗ).
Для реализации инновационных идей с целью повышения качества образовательных услуг необходимо соблюдение ряда требований и условий: совершенствовать систему учета семей, нуждающихся в специальном образовании и на основе полученной информации создать банк данных; создать банк данных о семьях, неохваченных специальными образовательными услугами, проводить работу по выявлению их актуальных запросов с помощью волонтеров.
На основе полученной информации совершенствовать работу консультативного центра; разработать систему дифференциальной диагностики детей, не посещающих детский сад.
Основываясь на ее результаты предложить родителям рекомендации по оказанию помощи в домашних условиях и советы по выбору образовательного маршрута.
На основе продуманной системы взаимодействия специалистов совершенствовать систему комплексной диагностики, мониторинга коррекционной работы, совершенствовать индивидуальные маршруты сопровождения детей разных категорий (имеющих и не имеющих статус инвалидности, с учетом возраста, уровня физического и интеллектуального развития); пополнять материально-техническую, методическую базу учреждения; совершенствовать коррекционно-развивающую среду детского сада путем ее обновления;
Основной идеей инновационной программы является эффективное использование имеющихся в ДОУ ресурсов: кадровых, материально-технических.
1.4.Основные направления, формы и методы работы консультативного центра
Дошкольное учреждение в содружестве с семьёй осуществляет воспитание и формирование личности ребёнка с первых лет его жизни. В соответствии с этим педагогический коллектив старается установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, что является залогом полноценного развития ребёнка. В работе использовались различные содержания, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. Активный курс, взятый на создание единого пространства развития ребёнка, поддержал как детский сад, так и семья.
Консультативный центр осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:
социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; возрастные, психофизиологические особенности детей; готовность к обучению в школе;
профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
помощь в воспитании и развитии детей с ОВЗ;
организация игровой деятельности;
консультирование по вопросам закаливания детей;
проведение лечебно-оздоровительной профилактики в соляной пещере;
социальная защита детей из различных категорий семей.
В рамках КЦ создана продуманная система работы с родителями по следующим направлениям:
Диагностическое направление. Его цель - выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, анализ особенностей семейных отношений и т.д. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
- анкетирование и интервьюирование родителей;
- наблюдение;
- психодиагностические методики.
Научно-просветительское направление. Его цель - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения является руководство самообразованием родителей.
В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
картотека литературы по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
библиотека дошкольного учреждения;
лекторий для родителей;
выпуск стенгазет для родителей и пр.;
дни открытых дверей;
экскурсии по детскому саду;
презентация дошкольного учреждения;
оформление информационных стендов для родителей на различные темы.
Консультативное направление. Его цель – выявление, анализ и разрешение актуальных проблем родителей в вопросах воспитания ребенка и взаимодействия с ДОУ;
В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
индивидуальное консультирование родителей в отсутствие ребенка;
групповое консультирование родителей по схожим проблемам;
заочное консультирование, посредством размещения материалов на официальном web-сайте МБДОУ (вкладка «Информация для родителей» → «Консультативный центр»);
Методическое направление. Его цель – совершенствовать работу КЦ и систему взаимодействия с родителями.
В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
- разработка памяток для родителей по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
- разработка анкет и опросников для родителей;
- разработка тематических консультаций для родителей;
Обучение родителей практическим умениям и навыкам. В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:
проведение обучающих семинаров; проведение семинаров-тренингов;
проведение открытых занятий.
Одним из главных критериев выбора вида деятельности работы консультационного центра, является адекватность возрасту. Ведущим видом деятельности является игра. В игре реализуется большая часть содержания программы, в таких образовательных областях, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
К списку новостей












