Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пушкинский пролицей №78» г. Набережные Челны
Визитная карточка
Адрес: | 423800 г. Набережные Челны, ул. бульвар Строителей, 9 (6/08) |
Телефон: | +7(855)-238-63-30;+7(855)-238-75-30 |
E-Mail: | prolicey78@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «Пушкинский пролицей №78» г. Набережные Челны |
Руководитель: | Гарипова Гульнара Ирековна |
Год основания учреждения: | 2015 |
У нас учатся: | 623 |
У нас учат: | 34 |
О формировании культуры здорового питания
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
(Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой)
Введение Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы - 7 - 11 лет, 11 - 14 лет, 14 - 18 лет. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей младшего и среднего школьного возраста даны в Таблице 1. Одна из важнейших составляющих пищи - белок. Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. Регулярный прием пищи (примерно через каждые 4 - 5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует ее наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
Таблица 1. Типовой режим питания школьников
┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Завтрак (дома) │ 7.30 - 8.00 (8.00 - 8.30) │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ Второй завтрак в школе │ 10.30 - 11.00 (11.00 - 11.30) │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ Обед (в школе или дома) │ 13.30 - 14.00 (14.00 - 14.30) │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ Полдник (в школе или дома) │ 16.00 - 16.30 (16.30 - 17.00) │ ├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ Ужин (дома) │ 19.00 - 19.30 (19.30 - 20.00) │ └────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25% от суточной калорийности. Если ребенок занимается в первую смену, то в 11.30 - 12.00 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15% от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30 - 16.00 ч. (35% от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30 - 13.00 ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе. Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует предпубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками (Таблицы 2, 3). При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма, приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты) отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов - источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия, болезни органов пищеварения, желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, эндокринной системы (тиреотоксикоз (гипотиреиз)), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение). Анализ и обобщение данных о заболеваемости, в том числе алиментарно-зависимых, может осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся, воспитанники школ.
Таблица 2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста
┌──────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование │ Потребность в пищевых веществах │ │ пищевых веществ ├────────┬─────────────────────┬───────────────────┤ │ │ 7 - 10 │ 11 - 14 лет │ 14 - 18 лет │ │ │ лет ├──────────┬──────────┼────────┬──────────┤ │ │ │ мальчики │ девочки │ юноши │ девушки │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Белки (г) │ 63 │ 75 │ 69 │ 87 │ 75 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Жиры (г) │ 70 │ 83 │ 77 │ 97 │ 83 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Углеводы (г) │ 305 │ 363 │ 334 │ 421 │ 363 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Энергетическая │ 2100 │ 2500 │ 2300 │ 2900 │ 2500 │ │ценность (ккал) │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин C (мг) │ 60 │ 70 │ 60 │ 90 │ 70 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин B1 (мг) │ 1,1 │ 1,3 │ 1,3 │ 1,5 │ 1,3 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин B2 (мг) │ 1,2 │ 1,5 │ 1,5 │ 1,8 │ 1,5 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин B6 (мг) │ 1,5 │ 1,7 │ 1,6 │ 2,0 │ 1,6 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Ниацин (мг) │ 15 │ 18 │ 18 │ 20 │ 18 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин B12 (мкг) │ 2 │ 3 │ 3 │ 3 │ 3 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Фолаты (мкг) │ 200 │300 - 400 │300 - 400 │ 400 │ 400 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Пантотеновая кислота │ 3 │ 3,5 │ 3,5 │ 5,0 │ 4,0 │ │(мг) │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Биотин (мкг) │ 20 │ 25 │ 25 │ 50 │ 50 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин A (мг │ 700 │ 1000 │ 800 │ 1000 │ 800 │ │рет.экв) │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин E (мг │ 10 │ 12 │ 12 │ 15 │ 15 │ │ток.экв) │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин D (мкг) │ 10 │ 10 │ 10 │ 10 │ 10 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Витамин K (мкг) │ 60 │ 80 │ 70 │ 120 │ 100 │ ├──────────────────────┴────────┴──────────┴──────────┴────────┴──────────┤ │ Минеральные вещества │ ├──────────────────────┬────────┬──────────┬──────────┬────────┬──────────┤ │Кальций (мг) │ 1100 │ 1200 │ 1200 │ 1200 │ 1200 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Фосфор (мг) │ 1100 │ 1200 │ 1200 │ 1200 │ 1200 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Магний (мг) │ 250 │ 300 │ 300 │ 400 │ 400 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Калий (мг) │ 900 │ 1500 │ 1500 │ 2500 │ 2500 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Натрий (мг) │ 1000 │ 1100 │ 1100 │ 1300 │ 1300 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Хлориды (мг) │ 1700 │ 1900 │ 1900 │ 2300 │ 2300 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Железо (мг) │ 12 │ 12 │ 15 │ 15 │ 18 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Цинк (мг) │ 10 │ 12 │ 12 │ 12 │ 12 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Йод (мг) │ 0,12 │ 0,13 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Медь (мг) │ 0,7 │ 0,8 │ 0,8 │ 1,1 │ 1,1 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Селен (мг) │ 0,03 │ 0,04 │ 0,04 │ 0,05 │ 0,05 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Хром (мкг) │ 15 │ 25 │ 25 │ 35 │ 35 │ ├──────────────────────┼────────┼──────────┼──────────┼────────┼──────────┤ │Фтор (мг) │ 3 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ └──────────────────────┴────────┴──────────┴──────────┴────────┴──────────┘
Таблица 3. Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений
┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐ │ Наименование продуктов │ Количество продуктов в зависимости от │ │ │ возраста обучающихся, воспитанников │ │ ├────────────────────┬────────────────────┤ │ │ в г, мл, брутто │ в г, мл, нетто │ │ ├─────────┬──────────┼─────────┬──────────┤ │ │ 7 - 10 │ 11 - 18 │ 7 - 10 │ 11 - 18 │ │ │ лет │ лет │ лет │ лет │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) │ 80 │ 120 │ 80 │ 120 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Хлеб пшеничный │ 150 │ 200 │ 150 │ 200 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Мука пшеничная │ 15 │ 20 │ 15 │ 20 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Крупы, бобовые │ 45 │ 50 │ 45 │ 50 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Макаронные изделия │ 15 │ 20 │ 15 │ 20 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Картофель │ 220 <*> │ 220 <*> │ 165 │ 165 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Овощи свежие, зелень │ 350 │ 400 │280 <**> │ 320 <**> │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Фрукты (плоды) свежие │ 200 │ 200 │185 <**> │ 185 <**> │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Фрукты сухие, в т.ч. шиповник │ 15 │ 20 │ 15 │ 20 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Соки плодоовощные, напитки ви- │ 200 │ 200 │ 200 │ 200 │ │таминизированные │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Мясо 1 категории │ 65 (80) │71,5 (88) │ 59 │ 65 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Цыплята (куры) 1 категории │ 32 (41) │ 45 (58) │ 28 │ 40 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Рыба-филе │ 42 │ 60 │ 39,5 │ 56 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Колбасные изделия │ 10 │ 15 │ 9,8 │ 14,7 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Молоко (2,5% и 3,2% жирности) │ 300 │ 300 │ 300 │ 300 │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼──────────┤ │Кисломолочные продукты (2,5% и │ 150 │ 180 │ 150 │ 180 │ │3,2% жирности) │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼── |