• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 "Красная шапочка"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Бердаха, д. 2 (45/17)
Телефон: +7(8552) 52-14-68
E-Mail: dou31@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №31 "Красная шапочка"
Руководитель: Шагеева Ирина Рафаилевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 213 детей
У нас учат: 25 педагогов

Новостной блок

Седьмой год жизни (речевое развитие)

Опубликовано: 19.08.2013

 

Седьмой год жизни

В этом возрасте словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную при­надлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совер­шают взрослые в процессе труда, указывая качество их работы. Ребе­нок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).

У ребенка складываются представления о многозначности слов (чис­тая рубашка, чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быст­ро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно под­бирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег). Ребенок все чаще употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Плав­ность, точность речи при свободном высказывании является одним из по­казателей достаточно большого словарного запаса ребенка и умения пра­вильно пользоваться им.

Большое влияние на формирование грамматически правильной речи ребенка оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение пра­вильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последова­тельной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость из­ложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок спосо­бен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произ­ведение, просмотренный фильм. Он может сам придумать сказку, рас­сказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только

о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произой­ти до или после изображенного.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

В процессе речевого общения ребенок употребляет как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений он использует соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включает причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте ребенок правильно согласовывает между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляет падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни дости­гает довольно высокого уровня. Он правильно выговаривает все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в за­висимости от ситуации может разговаривать тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произно­сить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фо­нематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового ана­лиза слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определен­ные звуки, требующие тонкой дифференциации (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанав­ливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, пред­ложения на слова и т. д. Все это будет необходимо для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда могут точно употреб­лять слова, нередко вместо названия предмета дают его описание, ис­пользуют родовые понятия вместо видовых (дерево вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к мо­менту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заклю­чается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в со­стоянии усвоить.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать груп­пы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как [с] и [ц], звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также [л] и [р], свистя­щих и шипящих: [с] — [ш], [с'] — [щ'], [з] — [ж], [ц] — [ч'].



К списку новостей