• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 "Красная шапочка"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Бердаха, д. 2 (45/17)
Телефон: +7(8552) 52-14-68
E-Mail: dou31@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №31 "Красная шапочка"
Руководитель: Шагеева Ирина Рафаилевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 213 детей
У нас учат: 25 педагогов

Новостной блок

Шестой год жизни (речевое развитие)

Опубликовано: 19.08.2013

 

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сто­рон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания — точ­нее, фразы — более развернутыми. Ребенок не только выделяет сущест­венные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отноше­ния. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слуша­телям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием са­мокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании пред­метов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное от­ношение. Обогащение и расширение словаря осуществляются не только за счет су­ществительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов; глаголов. Все чаще в ре­чи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь уве­личивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрас­том), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко диф­ференцирует собирательные существительные, например, не только называ­ет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это ди­кие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Мно­гие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще не может свободно пользоваться словами. Хорошей проверкой и показате­лем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) — существительные (вход — выход), прилагательные (хороший — плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит — молчит); близкие по смыслу слова — си­нонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Хо­лодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — Быстро, хорошо, медленно, четко, ти­хо, громко и т.д.).

В ходе выполнения детьми таких заданий нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаго­лами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточ­ном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возмож­ны и при пересказах сказок, когда дети вкладывают в слова неправильное значение. В рассказах дошкольников иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между ис­пользуется слово в середине).

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамма­тически правильной речью. На шестом году жизни ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и за счет сложных; воз­растает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согла­совании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагатель­ных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует су­ществительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), прилага­тельные из существительных (ключ из железа — железный, банка из стек­ла — стеклянная).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: непра­вильное согласование существительных с прилагательными в косвенных па-дежах, неверное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных (грушев вместо груш), изменение по паде­жам несклоняемых существительных (На «пианине» стоят часы).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от то­го, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, давая правильный образец.

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопро­сом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологи­ческая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание не­большой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем ко­торых он был. Стремясь к тому,, чтобы его высказывание было правильно понято, он довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Ребенок способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть со­держание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хо­рошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата ребенка до­статочно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родно­го языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчива­ется правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

В общении со сверстниками и взрослыми ребенок пользуется умерен­ной громкостью голоса, но по мере необходимости способен говорить громче и тише, то есть может соизмерять громкость речи с расстоянием до слушателя, характером высказывания. В повседневном общении ребенок пользуется умеренным темпом, но при пересказах речь часто бывает за­медленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмот­ренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, ребенок способен воспроизводить стихи с использованием интонационных средств выразительности. Многие пра­вильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным явлениям: ра­дость, печаль, негодование и др.

Более продолжительным становится выдох. Так, на одном выдохе ребенок может произносить гласные звуки [а], [у], [и] в течение 4-8 сек. (при свободном выдохе — в течение 4-6 сек.).

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношени­ем звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — не-

правильное их формирование ([р] — горловое, одноударное, звуки [ш], [ж] — боковые, [с], [з] — межзубные). Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки [л] и [р]. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука {шушка вместо сушка). При произ­несении слов, в которых есть лишь один из этих звуков, ошибки почти не встречаются {собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, про­износятся детьми не всегда четко.

Ясность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребе­нок. У детей, говорящих быстро, речь, как правило, менее отчетлива. Де­ти с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» отдельные слова. Причи­ной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть де­фекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение, дикция.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от тя­жести, количества и характера нарушений проводятся или воспитате­лем, или (при обширном косноязычии) логопедом. Эти занятия (инди­видуальные или с группой из 3-5 человек) организуются не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного ап­парата, фонематического восприятия, постановку звуков или их закреп­ление, введение в речь.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять раз­личные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Не сме­шивая акустически и артикуляционно-контрастные звуки [к] и [р], [ш] и [л], они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, на­пример, при выделении слога или слова со звуком [с] из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук [з] (или даже звук [ш]). Дети смешивают твердые и мягкие согласные, шипящие и свистя­щие: [с] и [ш], [ж] и [з], [с] и [ц], [щ'] и [ч'], [ц] и [ч'].

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрос­лых, ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, ко­торые он еще недостаточно четко дифференцирует, например, звуки [с] и [ш] {Шла Саша по шоссе; Саша любит сушки, а Соня ватрушки; Шесть мы­шат в шалаше шуршат). Но к семи годам при условии систематической ра­боты над звукопроизношением дети справляются с этими трудностями.

Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает до­вольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного

языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

{*� @F��C�лой печки.

 

Мышка. Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?

Ведущий. Еще нужно проговаривать скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки. И не просто проговорить, а с орешками.

 

По бревну бобры бредут.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Филипп к печке прилип.

Наш Полкан попал в капкан.

Сыпь в суп всех круп.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вор у вора веревку своровал.

Фотограф Пров готовил плов.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ежу на ужин мышонок нужен.

Жутко жуку жить на суку.

Рыжая лошадь ржала во ржи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ведущий. Теперь можно отдохнуть и сказку послушать. Я ее буду читать, а дети показывать.

Мышка. Очень мне понравилось на вашем празднике. Я вас прокачу на поезде. Хотите? Тогда садитесь!

Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие!

 

        


 

 



К списку новостей