• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 "Красная шапочка"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Бердаха, д. 2 (45/17)
Телефон: +7(8552) 52-14-68
E-Mail: dou31@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №31 "Красная шапочка"
Руководитель: Шагеева Ирина Рафаилевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 213 детей
У нас учат: 25 педагогов

Новостной блок

Пятый год жизни (речевое развитие)

Опубликовано: 19.08.2013

 

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Его речь становится раз­нообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать отве­ты взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возра­ста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов (при определении цвета ребе­нок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), отражения временных и пространственных отношений. Все шире ребенок использует притяжательные прилагательные (лисий хвост, за­ячья избушка) наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, из-за и др.). В словаре появ­ляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их он употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из 2-3 и более простых распространенных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения он использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети непра­вильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают сло­ва (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и су­ществительные в роде), нарушают структуру предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятель­ствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с су­ществительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформле­нию слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить

сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша каша, Миша Гриша. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звуча­ния собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырех-стишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ре­бенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требу­ет всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие мышц артику­ляционного аппарата. Их подвижность дает ребенку возможность осу­ществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы лите­ратурного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков (например, свистящих и шипящих — в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно); неотчетливо произношение отдельных слов, особенно много­сложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в про­изношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистя­щими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] {старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие не­достатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспита­тель развивал у них фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность раз­личать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, заме­чать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в срав­нении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдель­ные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмо­ционально-волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не толь­ко говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержа­ния высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средства-

ми выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно чи­тать художественные произведения.

В этом возрасте у детей удлиняется выдох. Гласные звуки они спо­собны произносить в течение 3-7 сек., свободный выдох несколько ко­роче (от 2 до 5 сек.).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех зву­ков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р] (не за счет колебания кончика языка, а в резуль­тате дрожания мягкого неба или язычка). У ряда детей отмечается иска­женное произнесение звуков [с], [з] (при высунутом между зубами кон­чике языка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произноси­тельной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, од­нако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества граммати­ческих ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, ука­зывать на наличие знакомого звука в слогах.

t�� gnȂ,H�+m;margin-bottom: 0cm;margin-left:12.0pt;margin-bottom:.0001pt;line-height:150%;tab-stops:168.6pt; background:white'>Любит он покушать сладко.
После скачет, к:ак лошадка.    
( «Лошадка»»)

 

Мышка. Как :же можно запомнить все эти упражнения?

 Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь

Мышка. Неужели и родители и дети уже запомнили все эти упражнения?       

Ведущий. Сейчас проверим (Просит поочередно детей и родителей показать то
или иное упражнение.)

Мышка (начинает нерв­ничать). Ой! Кажется, кош­ка идет!

Ведущий. Не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки-котятки поиграть захо­тели.

Дети изображают котят (речь с движением),

Осторожно словно кошка,

От дивана до окошка

 На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.                                     

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик.

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

Мышка. Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?

Ведущий. Еще нужно проговаривать скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки. И не просто проговорить, а с орешками.

 

По бревну бобры бредут.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Филипп к печке прилип.

Наш Полкан попал в капкан.

Сыпь в суп всех круп.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вор у вора веревку своровал.

Фотограф Пров готовил плов.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ежу на ужин мышонок нужен.

Жутко жуку жить на суку.

Рыжая лошадь ржала во ржи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ведущий. Теперь можно отдохнуть и сказку послушать. Я ее буду читать, а дети показывать.

Мышка. Очень мне понравилось на вашем празднике. Я вас прокачу на поезде. Хотите? Тогда садитесь!

Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие!

 

        


 

 



К списку новостей