Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №120 «Ладушки»/«Чәбәкәй»120 нче балаларның танып-белү-сөйләм үсешен өстенлекле гамәлгә ашыручы гомүмүстерешле балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе
Визитная карточка
Адрес: | 423826, РТ, г. Набережные Челны, ул. Шамиля Усманова, д. 112 (49/09) |
Телефон: | +7(855)-257-50-52 |
E-Mail: | sad120ladushki@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ «Детский сад №120 «Ладушки» |
Руководитель: | Емелина Наталия Николаевна |
Год основания учреждения: | 2017 |
У нас учатся: | 144 |
У нас учат: | 16 |
Консультация воспитателя по обучению татарскому языку на лето
«Все лето играем, а татарский язык мы не забываем!»
Вот и наступило долгожданное лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры на татарском языке) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Если ребенок лето проводит, посещая дошкольное учреждение, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо предупредить родителей о необходимости автоматизации поставленных звуков, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Каждое повторение и в летний период должно быть праздником для детей – праздником общения на татарском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Этому призваны помочь: интересный сюжет занятия, разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, музыка, варьирование приемов и средств обучения.
Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами и т.д.
Все речевые образцы, предназначенные для говорения и аудирования, вводятся в игровых ситуациях, в ситуациях каждодневного общения.
Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие.
Дети 4-5 лет друг другу вопросы не задают, только отвечают на вопросы взрослых: “Бу кем? - Это кто?”, “Бу нәрсә? - Это что?”, “Кем юк? - Кого нет?”, “Нәрсә юк? - Чего нет?”, “Ничә? - Сколько?”, но должны уметь спрашивать: Хәлләр ничек? – Как дела?
Дети 5-6 лет друг другу задают и отвечают на вопросы: «Нинди? – Какой?», «Ничә? – Сколько?», «Нәрсә кирәк? – Что надо?», «Хәлләр ничек? – Как дела?». Диалоги строятся между воспитателями и детьми, между детьми.
Дети 6 -7 лет должны уметь задавать друг другу вопросы: «Нинди? – Какой?», «Ничә? – Сколько?», «Нәрсә кирәк? – Что надо?», «Хәлләр ничек? – Как дела?», «Син кем? – Ты кто?», «Бу кем? – Это кто?», «Бу нәрсә? – Это что?», «Кая барасың? –Куда идешь?», «Нишли? - Что делает?», «Нишлисең? – Что делаешь?», «Син нишлисең? – Что ты делаешь?» и отвечать на них.
Повторение строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игрушки», «Семья», «Продукты» и т.д.).
Разработанные по УМК дидактические игры помогают закрепить речевой материал в игровой форме, способствуют лучшему усвоению программного материала при индивидуальной работе воспитателя с детьми.
Мы с детьми играем в дидактические игры - «Бу кем?» - «Кто это?» - «Командир» - «Переводчик», «Нәрсә кирәк?», «Син нишлисең?», «Телефоннан сөйләшәбез», «Горячая картошка» закрепляя произношение слов и активизируя словарный запас.
Использование словесных игр даёт возможность ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме.
Например: словесная игра «Бир әле?» – «Дай, пожалуйста?»
Тәрбияче: Полина, курчак бир әле?
Даша: мә.
Тәрбияче: рәхмәт.
В игровых уголках размещены тематические картинки которые помогают воспитателям и детям запоминать и повторять слова и выражения. С детьми играем в сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Столовая», «День рождения».
В целом методика повторения татарского языка построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов. Таким образом, знания, полученные в процессе обучения татарскому языку, дети постоянно реализуют на практике.