Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва "Физкультурно-спортивное объединение "Авиатор"» г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420127,г.Казань, ул. О.Кошевого.д,19 |
Телефон: | +7(843)-223-02-41;+7(843)-562-06-08 |
E-Mail: | aviatorsport@mail.ru |
Министерство: | Министерство спорта Российской Федерации |
Короткое название: | МАУ «СШОР"ФСО "Авиатор"» г.Казани |
Тип УДО: | Спорт |
Руководитель: | Ивачев Роман Евгеньевич |
Год основания учреждения: | 2021 |
У нас учатся: | 431 учащихся |
У нас учат: | 20 тренеров-преподавателей |
Разработал: Снигирев В.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ 12-13 ЛЕТ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Актуальность. Актуальность исследования. Структура тренировочного процесса юных спортсменов любой квалификации направлена на совершенствование морфофункциональных особенностей их организма, обуславливающих расширение и углубление адаптационных резервов организма детей к действию специфических физических нагрузок, что невозможно без системы всестороннего контроля над различными показателями, характеризующими основные физические качества [2]. Уровень развития последних в значительной степени определяется уровнем физического развития и биологического созревания [1].
В современном хоккее для успешного выступления хоккеисту необходимо уметь быстро стартовать и преодолевать различные по величине расстояния, быстро выполнять технико-тактические приемы игры (броски, удары, передачи, ведение, обводку), быстро реагировать на действия противника и партнеров, оценивать игровую ситуацию, принимать рациональные решения и выполнять соответствующие действия [3].
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить эффективность разработанных комплексов упражнений для повышения показателей общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет.
Результаты исследования. К исследованию было привлечено 20 хоккеистов 12-13 лет, занимающиеся в спортивной школе на тренировочном этапе. Они были определены в экспериментальную и контрольную группу по 10 человек.
Принимавшие участие в исследовании хоккеисты 12-13 лет тренировались по общепринятой программе СШОР «Авиатор»», но на учебно-тренировочных занятиях для развития общих и специальных скоростных способностей экспериментальная группа выполняла, специально разработанные нами, комплексы упражнений, в течение 8 месяцев, во 2, 3 и 5 дни в микроцикле, который состоял из 5 тренировочных и 2 выходных дней.
В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование, позволившее оценить показатели общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет в контрольной и экспериментальной группах.
В начале соревновательного периода подготовки показатели как общих, так и специальных скоростных способностей хоккеистов контрольной и экспериментальной групп не отличались друг от друга (р>0,05 во всех случаях) (табл. 1), что позволило нам перейти к реализации формирующего этапа эксперимента.
Таким образом, проведенное нами педагогическое тестирование на констатирующем этапе эксперимента позволяет выявить, что хоккеисты как контрольной, так и экспериментальной группы имели схожие показатели общих и специальных скоростных способностей. Большинство игроков обеих групп демонстрировали средние показатели как общих, так и специальных скоростных качеств.
Таблица 1
Показатели общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет в начале эксперимента
Тесты |
Группы |
|||
Контрольная |
Экспериментальная |
|||
М±m |
σ |
М±m |
σ |
|
Бег 60 м, с |
9,11±0,16 |
0,55 |
9,13±0,16 |
0,59 |
Бег на коньках 30 м лицом, с |
6,42±0,13 |
0,44 |
6,38±0,11 |
0,39 |
Бег на коньках 30 м спиной, с |
8,1±0,16 |
0,56 |
8,2±0,13 |
0,47 |
Челночный бег на коньках 18 м по 4 раза, с |
18,63±0,19 |
2,57 |
18,31±0,16 |
3,35 |
Нами были разработаны комплексы упражнений, для хоккеистов 12-13 лет, которые были направлены на улучшение показателей развития общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет.
Комплексы применялись в экспериментальной группе 3 раза в микроцикл в течение 8 месяцев. Комплексы № 1, № 2 и № 3 применялись во 2, 3 и 5 дни микроцикла, соответственно. На каждом учебно-тренировочном занятии при применении комплекса выполнялось по 2 упражнения. В каждом микроцикле упражнения использовались поочередно. В первом микроцикле применялись упражнения под номерами 1, 2; во втором микроцикле применялись упражнения под номерами 3, 4; в третьем микроцикле применялись упражнения под номерами 5, 6. Упражнения применялись циклично.
Упражнения применялись в начале основной части учебно-тренировочного занятия, так как развитие скорости на фоне усталости неэффективно. Ниже представлены комплексы упражнений, направленные на развитие общих и специальных скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет.
Для повышения показателей развития общих и специальных скоростных способностей использовались две разновидности повторного метода:
– выполнение собственно скоростного упражнения с предельной или околопредельной скоростью;
– выполнение скоростно-силового упражнения с методом динамических усилий, при котором предельное силовое напряжение обеспечивалось путем перемещения легкого утяжелителя с максимальной скоростью.
Применялся так же соревновательный метод, использование которого создавало дополнительный стимул к повышению специальных скоростных способностей.
В течение восьми месяцев на занятиях экспериментальной группы мы применяли комплексы упражнений направленных на развитие общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет. Контрольная группа занималась по обычной программе. По завершению педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование для определения показателей общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет. Результаты тестирования представлены в (табл. 2).
Таблица 2
Показатели общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет в конце эксперимента
Тесты |
Группы |
|||
|
Контрольная |
Экспериментальная |
||
|
М±m |
Σ |
М±m |
σ |
Бег 60 м, с |
9,01±0,19 |
0,66 |
8,27±0,15 |
0,54 |
Бег на коньках 30 м лицом, с |
6,16±0,08 |
0,26 |
5,92±0,12 |
0,44 |
Бег на коньках 30 м спиной, с |
7,73±0,14 |
0,5 |
7,34±0,11 |
0,41 |
Челночный бег на коньках 18 м по 4 раза, с |
18,13±0,18 |
2,03 |
17,39±0,15 |
2,5 |
Как видно из таблиц, в обеих группах наблюдается положительный прирост. Состояние экспериментальной группы, в целом, изменилось достоверно, хотя по некоторым показателям мы видели статистически не значимый прирост результатов. В контрольной же группе достоверных различий меньше, но все же наблюдается тенденция к улучшению результатов.
Выводы. Нами были разработаны и апробированы комплексы специальных упражнений направленных на развитие общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет. Применение разработанных нами комплексов упражнений позволило значительно улучшить показатели развития общих и специальных скоростных способностей как общих, так и специальных. Был выявлен значительный прирост в результатах всех используемых в работе педагогических тестов.
Литература:
- Букатин, А. Ю. Динамика построения эффективной программы тренировки / А. Ю. Букатин. – Хоккей: Еженедельник. – 1997. – №39–42. – С. 22–23.
- Мануйлов, С. И. Развитие быстроты движений на уроках физической культуры / С. И. Мануйлов // Физическая культура в школе. – 1984.– № 1. – С. 29–30.
- Твист, П. Хоккей: теория и практика / П. Твист. – М.: Астрель, 2005. – 288 с.