Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 5–9 классов основного общего образования определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (татарский) язык».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/220 от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному предмету «Родной (татарский) язык». Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного (татарского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО);
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО;
3) разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определенного раздела / темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов / тем курса.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций основного общего образования.
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из основных элементов образовательной системы 5–9 классов основного общего образования, формирующим компетенции в сфере татарской языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родная (татарская) литература».
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системно-деятельностный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.
Целью изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» является развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
– овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств;
– развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;
– приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;
– уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Родной (татарский) язык»
В Программе выделяются две сквозные содержательные линии:
- содержательная линия «Речевая деятельность и культура речи» направлена на сознательное формирование навыков речевого общения;
- содержательная линия «Общие сведения о языке, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика)» включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц.
Тематический материал каждого класса разделен на четыре сквозные темы вне зависимости от уровня владения татарским языком. Предусматривается использование различных видов текстовых, аудио-, видео-, иллюстративных и графических материалов. Вопросы и задания нацелены на развитие критического мышления, овладение приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему.
Первая тема – «Мин» («Я»). Материал данной темы представлен в различных вариациях, в зависимости от уровня владения татарским языком внимание акцентируется на следующих темах: мой любимый литературный герой, мой любимый писатель (поэт), профессии будущего, мое развлечение, уважение окружающих и др. Содержание тем структурируется вокруг воспитательных целей, направлено на развитие устной и письменной речи.
Вторая тема «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») предполагает изучение следующих тем: природа моего края, родословная моей семьи, населенные пункты, географические объекты моего края и т. д. Материал ориентирован на знакомство с внешним миром, формирование отношения к отдельным явлениям, расширение кругозора обучающегося.
Третья тема «Туган җирем» («Моя Родина») нацелена на ознакомление с историей и культурой России, особенностями современной жизни России; историческими и памятными местами России и др.
Материал ориентирован на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и взаимоуважения внутри многонационального и поликультурного общества.
Четвертая тема «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») акцентирует внимание на следующих темах: легенды о Сююмбике, история Казани, национальные ремесла татарского народа, история татарского театра, татарское кино, национальные праздники. Материал данной темы способствует формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умения воспринимать татарскую культуру в контексте эволюции мировой культуры.
Место учебного предмета «Родной (татарский) язык» в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» отводится 2 часа в неделю во всех классах основного общего образования, по 68 часов в год. Общее количество времени на пять лет обучения с 5 по 9 классы ориентировочно составляет 340 часов.
|