• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старосаврушская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан/ Татарстан Республикасы Аксубай муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе «Иске Савруш төп гомуми белем бирү мəктəбе»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423068, Республика Татарстан, Аксубаевский район, с. Старые Савруши, ул. Центральная, д. 25
Телефон: +7(843)-444-82-33
E-Mail: sch1207.69@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Старосаврушская ООШ" Аксубаевского муниципального района РТ
Руководитель: Герасимова Ирина Алексеевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 28 учащихся и 4 воспитанника
У нас учат: 16 педагогов

Родной (татарский) язык

Предмет

Аннотация к рабочей программе

Родной (татарский) язык

Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 5–9 классов основного общего образования определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (татарский) язык».

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1)       Конституция Российской Федерации;

2)    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

3)    Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4)    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

5)       Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);

6)       Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/220 от 2 июня 2020 г.);

7)    Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).

В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному предмету «Родной (татарский) язык». Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.

Программа позволит учителю:

1)   реализовать в процессе преподавания родного (татарского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО);

2)   определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО;

3)   разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определенного раздела / темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов / тем курса.

Общая характеристика учебного предмета «Родной (татарский) язык»

Учебный предмет «Родной (татарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций основного общего образования.

Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из основных элементов образовательной системы 5–9 классов основного общего образования, формирующим компетенции в сфере татарской языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родная (татарская) литература».

Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Кроме того, системно-деятельностный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.

 

Целью изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» является развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.

Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:

овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств;

–     развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;

–     приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;

уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации.

Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Родной (татарский) язык»

В Программе выделяются две сквозные содержательные линии:

-          содержательная линия «Речевая деятельность и культура речи» направлена на сознательное формирование навыков речевого общения;

-          содержательная линия «Общие сведения о языке, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика)» включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц.

Тематический материал каждого класса разделен на четыре сквозные темы вне зависимости от уровня владения татарским языком. Предусматривается использование различных видов текстовых, аудио-, видео-, иллюстративных и графических материалов. Вопросы и задания нацелены на развитие критического мышления, овладение приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему.

Первая тема – «Мин» («Я»). Материал данной темы представлен в различных вариациях, в зависимости от уровня владения татарским языком внимание акцентируется на следующих темах: мой любимый литературный герой, мой любимый писатель (поэт), профессии будущего, мое развлечение, уважение окружающих и др. Содержание тем структурируется вокруг воспитательных целей, направлено на развитие устной и письменной речи.

Вторая тема «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») предполагает изучение следующих тем: природа моего края, родословная моей семьи, населенные пункты, географические объекты моего края и т. д. Материал ориентирован на знакомство с внешним миром, формирование отношения к отдельным явлениям, расширение кругозора обучающегося.

Третья тема «Туган җирем» («Моя Родина») нацелена на ознакомление с историей и культурой России, особенностями современной жизни России; историческими и памятными местами России и др.

Материал ориентирован на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и взаимоуважения внутри многонационального и поликультурного общества.

Четвертая тема «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») акцентирует внимание на следующих темах: легенды о Сююмбике, история Казани, национальные ремесла татарского народа, история татарского театра, татарское кино, национальные праздники. Материал данной темы способствует формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умения воспринимать татарскую культуру в контексте эволюции мировой культуры.

Место учебного предмета «Родной (татарский) язык» в учебном плане

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.

На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» отводится 2 часа в неделю во всех классах основного общего образования, по 68 часов в год. Общее количество времени на пять лет обучения с 5 по 9 классы ориентировочно составляет 340 часов.